Наверх
 
  • Об ассоциации
    • История создания
    • Декларация НППА
    • Документы
    • Правление
    • Презентация для ТЭК
    • Члены ассоциации
    • Вступление в ассоциацию
  • Материалы
  • Проекты
  • Пресс-центр
    • Новости ассоциации
    • Пресса о нас
    • Для СМИ
    • Календарь событий
    • Подписка на новости
  • Контакты
  • Поиск
  • Регистрация
  • Вход
ГлавнаяПресс-центрПресса о насГосударство в кармане
 

Государство в кармане

Новости и события Ассоциации содействия развитию и стандартизации систем управления на основе индустриального интернета «НППА»
Государство в кармане

Дублирование и разрозненность данных, несогласованность между ведомствами и неготовность чиновников к переменам — что мешает цифровой трансформации госуправления в регионах, переводу госуслуг для населения и бизнеса в режим онлайн?

18.03.2019

 

В начале марта глава Счетной палаты России Алексей Кудрин заявил, что уровень информатизации российских министерств крайне низок, базы данных «недостоверные, не обновляемые, ими очень тяжело пользоваться» — при том, что ежегодно на эти цели из федерального бюджета выделяется около 100 млрд рублей. Ситуация складывается тревожная.

Согласно федеральному проекту «Цифровое государственное управление», который в свою очередь входит в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», власти уже к концу 2021 года должны обеспечить «соответствие и нормализацию данных» при межведомственном электронном взаимодействии, а еще через три года — привести все форматы данных к единству, автоматизировав взаимоотношения между структурами управления при оказании госуслуг. К 2025 году документооборот между ведомствами должен стать электронным. Но еще раньше, 1 января 2022 года, все приоритетные государственные и муниципальные услуги граждане должны получать в цифровом виде.

По мнению экспертов, озвученная Алексеем Кудриным проблема в равной степени характерна и для региональных органов власти. «Причина в том, что исторически государственная информатизация велась у нас по отраслевому принципу. Каждое ведомство делало это самостоятельно, и в результате мы получили массу ведомственных информсистем, которые наполовину дублируют данные и функции друг друга, — рассказывает член правления ассоциации «Национальная платформа промышленной автоматизации» (НППА), заведующий кафедрой smart city СибГУТИ Дмитрий Гоков. — Например, в каждой системе существует собственный модуль для авторизации через ЕСИА, для межведомственного взаимодействия, для записи на прием, для рассылки уведомлений, для сбора статистики и так далее».

При этом участники IT-рынка отмечают: цифровизация органов власти в Сибири происходит быстрее, чем в среднем по стране.

Бумага не в тренде

Россия вообще и сибирские регионы в частности стремительно движутся к цифровому государству. Порталом госуслуг, например, сегодня пользуются более 85 млн человек. Это самый посещаемый в мире государственный сайт. Основные принципы цифрового государства — отсутствие физических документов, кроме удостоверения личности гражданина, принятие стандартных решений не чиновниками, а в автоматическом режиме, проактивное предоставление услуг, исключение бумажных процессов, предоставление платформы сервисного государства для бизнеса. Для населения и бизнеса это повышение скорости и качества госуслуг при минимизации очного контакта с госорганами.

Например, сейчас при рождении ребенка гражданин должен обратиться в ЗАГС за получением свидетельства о рождении, в паспортный стол за регистрацией, за льготами и пособиями — в органы социального обеспечения и в налоговую инспекцию. По прогнозу экспертов «Центра стратегических разработок», после цифровой трансформации, которую федерация планирует завершить до конца 2024 года, гражданину не придется совершать всех этих действий. Уже в роддоме информация о рождении ребенка попадет в «океан данных», где возникнет его «цифровой двойник». Далее «цифровой двойник» будет «обрастать» все новыми и новыми данными. Платформенные сервисы будут активно предлагать гражданину различные услуги.

По пути развития цифрового правительства страна идет последние 10 лет, с открытия портала госуслуг. В 2012 году федерация приняла решение, по которому чиновники при оказании госуслуг не имеют права требовать от граждан справки, которые уже есть в распоряжении госорганов. Для исполнения этого требования была создана Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, а также надзорным и контрольным учреждениям обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. С ее помощью специалисты ведомства, в которое гражданин обратился за услугой, получают необходимые данные от других госструктур.

Благодаря внедрению СМЭВ количество бумажных запросов между ведомствами стремительно снижается. Если в Алтайском крае их доля в 2014 году оценивалась в 33,5%, то в 2018 — менее 1%. Аналогичная статистика в других регионах Сибирского федерального округа. Количество запросов к СМЭВ растет и в абсолютных показателях. В Новосибирской области в прошлом году количество запросов в федеральные и региональные органы власти возросло по сравнению с 2017 годом на четверть — с 890 тыс. до 1,1 млн.

Как рассказал журналу «Эксперт-Сибирь» руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов, все наиболее востребованные государственные и муниципальные услуги уже переведены в регионе в электронный вид. «Это означает, что заявление на предоставление услуги можно подать через портал госуслуг, — объясняет он. — С помощью электронных сервисов житель области может записаться на прием в органы власти на удобное ему время, оплатить госпошлину онлайн, получить результат госуслуги в МФЦ и многое другое».

Причем госуслуги через портал оказываются быстрее и дешевле, чем оффлайн. В частности, портал позволяет, не выходя из дома, оплатить штрафы ГИБДД с 50-процентной, а пошлины — с 30-процентной скидкой. По данным департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий, в 2018 году жители Новосибирской области совершили на портале госуслуг 792 тыс. платежей на сумму 896 млн рублей. Только за счет преференций при оплате пошлин и штрафов они сэкономили 250 млн рублей.

Количество услуг, оказываемых органами власти в электронном виде, также с каждым годом увеличивается. В 2017 году стартовал интерактивный портал службы занятости населения Новосибирской области. Компания в режиме онлайн может подавать сведения о потребности в кадрах и получать подборку необходимых работников из общего банка вакансий. За год с интерактивного портала обрабатывается более 100 тыс. электронных обращений, отметили в региональном департаменте информатизации и развития телекоммуникационных технологий.

С недавних пор в электронном виде в регионе оказывается и господдержка сельхозпроизводителям. Информационная система позволяет удаленно подавать заявки на предоставление мер государственной поддержки. Причем размер субсидии для каждого заявителя рассчитывается автоматически. По итогам прошлого года, сельхозпредприятия и фермеры подали в электронном виде более 3 тыс. заявок, общая сумма субсидий составила почти 2 млрд рублей. С января 2019 года исключительно в электронном виде принимаются заявления и документы на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

До конца года власти обещают выпустить обновленную версию инвестиционного портала Новосибирской области, появится возможность отправлять отчеты об использовании средств господдерж­ки в электронном виде.

В июне 2018 года в стране было запущено мобильное приложение «Госуслуги для бизнеса». С его помощью предприниматель может узнать, когда на предприятие придет плановая проверка, получить информацию о штрафах в ГИБДД, узнать, взыскиваются ли с предприятия какие-либо долги через суд и в каком размере. В будущем функционал приложения расширится, обещают власти. Через «Госуслуги для бизнеса» можно будет оплачивать задолженности, заказывать государственные услуги, записываться на прием в ведомства и так далее.

Цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» приведет к существенному сокращению выездных и внеплановых проверок и снизит административную нагрузку на бизнес, убежден Анатолий Дюбанов. В ближайшее время на портале госуслуг появится возможность для бизнеса взаимодействовать с контролирующими органами по ключевым видам контроля и надзора. «В личном кабинете предприниматель сможет видеть, когда планируется проверка его предприятия, вносить результаты исполнения предписаний, оплачивать штрафы за административные нарушения и обжаловать действия должностных лиц конт­рольно-надзорных органов, — говорит руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. — Цель — сделать контрольно-надзорную деятельность предельно прозрачной для бизнеса. Проверяющие должны не наказывать предпринимателей, а помогать им в выполнении пожарных, санитарных и прочих требований, разъяснять особенности норм и стандартов».

Нужны суперсервисы

Стоимость проекта «Цифровое государственное управление», который рассчитан до конца 2024 года, — 235,7 млрд рублей. В этом году на его реализацию в федеральном бюджете предусмотрено 29,2 млрд рублей. Однако сколько денег получат сибирские регионы, Москва еще не решила. «Федеральный уровень сейчас, по сути, определяется с ролью и местом регионов в цифровой трансформации, — говорит Анатолий Дюбанов. — То, как цифровизация госуправления происходит в России, заметно отличается от западного опыта. У нас это инициатива государства. Из-за огромных размеров страны и сложной системы госуправления очевидно, что нужны единые системные решения на уровне Москвы».

По словам Анатолия Дюбанова, в 2019 году никаких крупных мероприятий в области цифровизации за счет федерального бюджета не предусмотрено, за исключением трансформации контрольно-надзорной деятельности. «Сейчас формируются федеральные меры господдерж­ки в виде грантов по линии сквозных технологий. Например, на развитие цифровых платформ, софта, который будет универсальным для определенного направления той или иной отрасли экономики», — отметил он.

Тем не менее, власти Новосибирской области рассчитывают привлечь финансирование из федерального бюджета на развертывание в регионе так называемых суперсервисов. Это создание комплексных услуг по приоритетным жизненным и деловым ситуациям, оказание которых не требует физического посещения органов власти. В списке суперсервисов — оформление земельного участка под строительство и сопровождение возведения объекта недвижимости, получение документации для регистрации и ведения бизнеса, оказание господдерж­ки, а также безбумажное сопровождение перевозок пассажиров и грузов.

Каждый из суперсервисов будет объединять целый набор отдельных федеральных, региональных и муниципальных услуг. В рамках цифровой трансформации госуслуг завершить создание суперсервисов в регионе планируется к 2021 году.

Шины и платформа

Дальнейшие темпы цифровой трансформации государственного управления на уровне федерального центра и регионов будут зависеть как от оперативного принятия необходимых нормативных документов и финансирования изменений, так и от того, насколько чиновники будут готовы меняться. Ведь придется отказаться от архаичной документоцентричной системы управления и практики очного присутствия заявителей.

«Поскольку мы имеем большой опыт в реализации проектов в госсекторе, мы видим, что при внедрении новых решений руководство ведомств сталкивается с высоким уровнем сопротивления со стороны своих подчиненных. Зачастую после внедрения новых технологий процессы не упрощаются, а дублируются на двух носителях: электронном и бумажном», — констатирует директор департамента по работе с региональными органами власти группы компаний Softline в Уральском и Сибирском федеральных округах Евгений Шмидт. «Многие чиновники не понимают ценности цифровизации, — вторит коллеге член правления НППА Дмитрий Гоков. — В ней видят скорее угрозу, чем благо. Например, угрозу ведомственному бюджету, ведь цифровизация сокращает потребность в кадрах, офисном оборудовании, площадях и так далее. При этом не видят новых возможностей — того, что сэкономленные средства будут направлены на новые отраслевые проекты, решение новых государственных задач».

Главную проблему в реализации проекта цифровизации госуправления эксперты видят в разрозненности баз данных федеральных и региональных ведомств. «Проблему дублирования информации и несогласованности между ведомствами практически невозможно решить. Если два ведомства хранят копии одного и того же документа и эти копии зажили своей жизнью, — какое из ведомств виновато? В итоге неизбежно будут возникать проекты единых информационных структур, где хранится вся информация», — считает аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын.

Уйти от дублирования информации между ведомствами в рамках цифрового госуправления, по мнению Евгения Шмидта, поможет «создание в каждом из регионов единой информационной шины, которая аккумулирует информацию из разных источников». Более того, проекты по созданию таких «шин» существуют в большинстве российских регионов, но часто они работают не в полную силу, так как многие информационные системы морально устарели. «Современные же информационные системы создаются уже с учетом требований к уровню интеграции, и в течение нескольких лет данная проблема может решиться», — объясняет эксперт.

По мнению Дмитрия Гокова, проектирование эффективной IT-архитектуры для цифрового госуправления потребует не менее года. «Еще год потребуется, чтобы осуществить реинжиниринг данных и процессов, привести их к общим стандартам и заложить первичную интеграционную основу. Это будет платформа с едиными протоколами обмена данными, но все процессы пока будут протекать в старых ведомственных системах. И только на третий год можно будет переводить весь комплекс на микросервисную модель, при этом не отказываясь полностью от прежних систем ведомств, а вынимая из них дублирующийся функционал и перенося его в платформу. Весь путь такой трансформации может занять до пяти лет», — прогнозирует он.

Дмитрий Гоков считает важным совместить процесс цифровазиции госуправления с проектом «Умный регион». «Оба процесса должны идти согласованно, чтобы новые возможности были доступны не только органам власти, но также населению и бизнесу региона», — подчеркивает эксперт.

 

Источник: Эксперт-Сибирь

К списку новостей раздела [.]

К списку разделов пресс-центра [..]

 
 
 

Вступление в Ассоциацию НППА

Вступление в ассоциацию доступно для организаций, действующих в сфере информационных технологий (IT) и/или промышленной автоматизации (АСУ ТП, SCADA, инжиниринг, ERP, MES).

Члены ассоциации получают возможность публикаций и доступ ко внутренним документам и стандартам Ассоциации «НППА».

Подать заявку

Подписка

Подпишитесь на рассылку новостей, пресс-релизов и открытых документов, публикуемых Ассоциацией «НППА».

 
Добавить в избранное

Последние новости

18.05.2020 Повышение эффективности производства на 7-10% за счет внутренних ресурсов при внедрении современных разработок в области информационных технологий
18.05.2020 Одна из основных задач цифровизации – выявление скрытых закономерностей из огромного массива данных. При этом критически важным является полнота и достоверность получаемых данных, которая должна находится на уровне 99,5 – 99,9%

ЧЛЕНЫ АССОЦИАЦИИ НППА

 
  • ООО «Предприятие Элтекс»
  • ООО «Модульные Системы Торнадо»
  • Группа компаний InfoWatch
  • Новосибирский Государственный Технический Университет (НГТУ)
  • AT CONSULTING ВОСТОК
  • Smart Consulting
  • Сибирь Телематика

ООО «Предприятие Элтекс»

Разработчик и производитель телекоммуникационного оборудования.

ООО «Модульные Системы Торнадо»

Разработчик и производитель программно-технических комплексов для АСУ ТП КВО и АСУ ТП нового поколения.

Группа компаний InfoWatch

Разработчик и производитель решений в области кибербезопасности.

Новосибирский Государственный Технический Университет (НГТУ)

Университет был учрежден 19 августа 1950 г. как Новосибирский электротехнический институт. В 1992 г. он был переименован в Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1786 от 25 мая 2011 г. НГТУ был переименован в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет».
С 2015 года полное название университета — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» в связи с переименованием федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» в федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 128 от 26.02.2015 г.)


 В настоящий момент НГТУ является одним из крупнейших вузов региона: в университете обучается более 13 200 студентов; работает более 1 500 преподавателей; осуществляется подготовка по 95 направлениям (бакалавриат и магистратура) и 5 специальностям высшего образования – естественно-научным, техническим, экономическим и гуманитарным, а также по 7 специальностям и направлениям среднего профессионального образования.
В составе университета 16 факультетов и институтов: Факультет автоматики и вычислительной техники (АВТФ), Факультет летательных аппаратов (ФЛА), Механико-технологический факультет (МТФ), Факультет мехатроники и автоматизации (ФМА), Факультет пpикладной математики и информатики (ФПМИ), Факультет радиотехники и электроники (РЭФ), Физико-технический факультет (ФТФ), Факультет энергетики (ФЭН), Факультет бизнеса (ФБ), Факультет гуманитарного образования (ФГО), Институт дистанционного обучения, единственный в регионе Институт социальных технологий и реабилитации, Институт дополнительного профессионального образования, Факультет повышения квалификации, Факультет довузовского образования, Народный факультет — для лиц пенсионного возраста, а также Центр дистанционного довузовского образования.
С 2005 года в НГТУ на базе Института дистанционного обучения внедряется комбинированная (очно-дистанционная) форма обучения. 
Университет является участником эксперимента по внедрению системы зачетных единиц в рамках Болонского процесса. 
С 2006 г. выпускники НГТУ могут получать Приложения европейского образца к диплому о высшем образовании. 
В 2007 г. НГТУ стал одним из победителей всероссийского конкурса вузов в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Инновационная программа НГТУ "Высокие технологии" направленная на комплексную подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий, нанотехнологий, мехатроники и материаловедения, позволила решить многие задачи, связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий, и усилить позитивное влияние университета на общее социальное и экономическое развитие региона.
В 2011 г. проект НГТУ «Развитие объектов инновационной инфраструктуры и подготовка кадров в сфере инновационного предпринимательства в Новосибирском государственном техническом университете» вошел в число победителей открытого публичного конкурса Министерства образования и науки РФ по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В 2012 г. программа стратегического развития НГТУ «Инженерные и научные кадры для инновационной экономики» вошла в число победителей конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации по поддержке программ стратегического развития образовательных учреждений высшего профессионального образования. Программа направлена на развитие научно-образовательного инновационного комплекса университета в соответствии с национальными приоритетами.
В 2016 году проект НГТУ «Когерентные свойства сверхпроводниковых кубитов» вошел в число победителей конкурса на получение грантов Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами». НГТУ примет участие в совместном научно-техническом проекте Министерства образования и науки Российской Федерации, Фонда перспективных исследований и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по созданию квантовых вычислительных систем (квантовых симуляторов и квантовых компьютеров). 
В 2017 году НГТУ вошел в число победителей второго этапа конкурса программы Министерства образования и науки Российской Федерации по созданию опорных вузов.
НГТУ входит в международные и национальные рейтинги вузов. 

AT CONSULTING ВОСТОК

Разработка и внедрение сложных информационных систем

Smart Consulting

Сервисная компания, занимающаяся технической поддержкой государственных информсистем

Сибирь Телематика

Развиваем технологию LoRaWAN в России.
Разрабатываем решения для управления сетями.
Создаём отраслевые решения.
 

При поддержке Министерства экономического развития РФ

(383)363 38 00 tornado.nsk.ru

©1992 - 2021 Tornado Modular Systems

  •  
  •